ЧТО ТАКОЕ МАТЧ РЕЙС?
УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА
ДИСТАНЦИЯ
СТАРТОВЫЕ ПРАВИЛА

ЧТО ТАКОЕ МАТЧ РЕЙС?

ЧТО ТАКОЕ МАТЧ-РЕЙС И ВООБЩЕ КАК ПРОВОДИТСЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА?

Мы уже не раз слышали о том, что неискушенные в парусном спорте зрители не понимают что такое матч-рейс, как проходит данное соревнование , за кем следить, за кого болеть.

Некоторые из тех, кто работает в продвижении парусного спорта (специалисты по PR и рекламе) говорят о том, что в матчевых гонках "настолько сложные правила и именно поэтому они непопулярны и мало кому интересны".

Попробуем раскрыть тему для таких людей, кто вообще не знает что такое матч-рейс, да и вообще - что такое парусный спорт, как проходит соревнование между командами и яхтами.

ПАРУСНАЯ РЕГАТА - ЭТО КАК ГОНКИ НА МАШИНАХ ИЛИ СКАЧКИ?

Сколько раз мы слышали – "Как яхты соревнуются? У них есть видимо какая-то дистанция, время старта и финиша? Как определить кто победитель в регате?"

Для организации парусной регаты необходимо, как минимум две яхты.

Итак, начнем с главного – как только у нас с Вами есть как минимум две яхты, оснащенные парусами, эти две яхты, управляемые командами по сути могут выйти на акваторию и попробовать одна другую обогнать. Кто кого обгонит на определенном участке – тот и победил. Если мы проводим несколько таких заездов (гонок) – это уже смело можно назвать парусной регатой.
Обычно буи № 1 и № 2, стартовые и финишные линии обозначены в специальной Гоночной инструкции и перед началом регаты каждый из спортсменов может и должен ознакомиться с ней. Что касается зрителей – для них предоставляют информацию о дистанции на сайтах или приводят в информацию в пресс-релизах о регате.

МАТЧ-РЕЙС – ДУЭЛЬНЫЕ ПАРУСНЫЕ ГОНКИ

Матч-рейс – это дуэльные гонки, в которых участвуют яхты парами. И на финише будет один победитель и один проигравший. Соответственно одна команда получает одно очко, а вторая – ноль очков.

ОДИНАКОВЫЕ ЯХТЫ, РАВЕНСТВО КОМАНД НА МАТЧ-РЕЙСЕ

Важное условия матчевых гонок – равенство команд и яхт. Практически во всех матч-рейсах гонки проходят на одинаковых парусных яхтах – это первое условие участия (организации) регаты. Второе условие – вес команды и ее количество. Чтобы быть в одинаковых условиях, необходимо регулировать и количество человек в команде и общий вес , так как это тоже влияет на успех/ проигрыш на регате.

СТАРТОВАЯ ПРОЦЕДУРА

Так как все яхты постоянно двигаются в водной среде и не могут стоять на месте , как к примеру машины на «формуле-1» в заранее расставленных местах, то стандартная стартовая процедура имеет обратный отсчет в 5 минут и команды сверяют свои показания с флагами и визуальными сигналами на борту судейского судна – сколько осталось до открытия старта.

В матч-рейсах , для того чтобы усилить спортивную составляющую и зрелищность ввели определенную процедуру – за 4 минуты до сигнала старт открыт – каждая из яхт должны прийти (зайти) в предстартовую зону, причем каждая со своей стороны – одна из яхт, на которой установлен синий флаг заходит со стороны стартового буя, а вторая яхта – со стороны судейского судна. Если какая-то из яхт зашла в эту предстартовую зону раньше – она получит пенальти (штраф), который вывешивает судья (ампайр) на катере.

Далее, при входе в зону с 4-х до 0 минут яхты начинают маневрировать в рамках правил парусных гонок, чтобы вынудить противника нарушить данные правила и чтобы он получил пенальти (штраф). При этом судьи (ампайры) постоянно двигаются рядом с яхтами и следят за нарушениями. Нет нарушений – нет пенальти.

ПЕНАЛЬТИ ПРОТИВНИКУ И ИХ ОПРАВДАНИЕ В ПРОЦЕССЕ МАТЧА – ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЧ-РЕЙСА

Если Вы дочитали до данного пункта еще раз расскажем, что матч-рейс благодаря предстартовой борьбе, ампайрингу и пенальти непосрдественно в гонке – наиболее зрелищны и вполне понятны, даже без знания правил. Здесь не как в гонках флота – приходишь седьмым, первым, десятым и получаешь общий результат – здесь либо выиграл матч, либо проиграл. И по итогам всех матчей формируется таблица результатов (ранжирование по количеству побед).

Теперь, если Вы хотите узнать больше о матч-рейсах читайте как определяется пенальти, как можно снять пенальти и так далее.

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕСТЬ ПЕНАЛЬТИ (ШТРАФ) ИЛИ НЕТ:

Ампайры могут поднимать следующие флаги:

бело-зеленый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – правила не были нарушены (протест не принимается);

желтый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – яхта под желтым флагом наказана пенальти;

синий флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – яхта под синим флагом наказана пенальти;

черный флаг означает полную дисквалификацию яхты (команды), поднимается судьями вместе с желтым или синим флагом и гонка прекращается, другая команда выиграла данный матч.

КАК СНЯТЬ ПЕНАЛЬТИ

Каждая из команд может снять пенальти – либо поставив пенальти противнику, либо раскрутившись определенным образом до финиша яхты. Поэтому шанс выиграть гонку даже с пенальти есть у каждой из команд.

СКОЛЬКО ВСЕГО МОЖЕТ БЫТЬ ШТРАФОВ У КОМАНДЫ?

Ампайры могут наказать яхту двумя пенальти, причем второе пенальти яхта обязана раскрутить сразу после старта. Если же яхта получает третье пенальти, то поднимается черный флаг, яхта получает 0 очков за гонку, а другая яхта – 1 очко и гонка прекращается.

Матч-рейс, по оценке многих специалистов в парусном спорте - это зрелищность и динамичность, азарт и прозрачность победы, а многим из матчевиков - это один из лучших профессиональных тренингов по парусному спорту, где важна слаженность команд, знание правил, применение большого количества тактических приемов. Гонки флота, даже с пересадкой не способны обеспечить такой уровень гонок.

Кстати, более всего просмотров видео в Youtube занимают именно матчевые парусные гонки, а не гонки флота или гонки с пересадкой на парусных яхтах.

Хотите знать больше о матч-рейсах? Приходите к нам в Клуб Матчевых гонок на семинары и главное на еженедельные тренировки в клубе «Орешка».

УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

ПАРУСНАЯ РЕГАТА В ДИСЦИПЛИНЕ МАТЧ-РЕЙС

Матчевые гонки или матч-рейсы — это определенный формат парусных соревнований, когда победитель определяется в результате серии матчей между парами участников (команд), а точнее когда победитель в группе участников выявляется по результату личных встреч - каждый с каждым.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

Необходимым условием для проведения матчевых гонок является одинаковость условий для каждого участника: яхты участников должны обладать как можно более одинаковыми гоночными характеристиками, что достигается практически во всех матч-рейсах проведением соревнований на монотипах. Выигрыш участника достигается лишь за счет мастерства команды.

Матчевые гонки проводятся по Международным правилам парусных гонок и приложению С к данным правилам.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА (РАУНД-РОБИНЫ)

Матч-рейсы, как мы и описывали выше представляют из себя в стандартном виде встречи (матчи) участников – каждый с каждым, образуя таким образом раунд-робин (круговую систему). Причем встречи (матчи) проходят зачастую параллельно, образуя так-называемые флайты. По итогам всех матчей и раунд-робина выстраивается специальная итоговая сетка соревнований, в которой определяется количество побед у каждой из команд.

Количество раунд-робинов может быть несколько.

ФИНАЛЬНАЯ СЕРИЯ

Обычно в матчевых гонках идет серия на выбывание у лидеров соревнования: четвертьфиналы, полуфиналы и финальная серия, до 1,2, 3-х побед в зависимости от инструкций гоночного комитета и Положения о соревновании.

ПРЕДСТАРТОВАЯ БОРЬБА – ОСНОВА МАТЧА

Борьба между соперниками разворачивается еще до старта матча, так как обе команды хотят пересечь линию старта максимально быстро и выгоднее, чем соперник. С другой стороны, каждый старается вынудить противника совершить на предстарте ошибку, за которую тот будет возможно и будет оштрафован ампайром.

Свой штраф участник может обнулить, «повесив» противнику ответный штраф или отработать штраф (оправдание) – поворотом на 270° в любой момент гонки после стартового сигнала матча. Экипаж старается выполнить его с наименьшими потерями в наиболее удобный момент. Если кто-то из соперников получает три штрафа, он тут же дисквалифицируется в данном матче и матч останавливается. Противник при этом зарабатывает победу в матче.


АМПАЙРИНГ
При проведении матчевых гонок в дополнение к обычному судейству (ГСС) прибавляется судейство на воде: за каждой парой участников следит как минимум один катер ампайров — это один или два судьи на небольшом моторном РИБе, находящиеся рядом с участниками, начиная с 4-х минут и до финиша крайней яхты в матче.

Задача ампайров судить протестовые ситуации от участников прямо на воде во время предстартовой борьбы, так как участники имеют право протестовать друг на друга, согласно правилам Парусных гонок и Приложению С. При этом решения ампайров вступают в силу немедленно и не подлежат протестам на воде. В мире насчитывается всего порядка 100 высококвалифицированных ампайров, которые судят матчевые гонки, а в России – 12 специалистов.
ИСТОРИЯ

Развитие матч-рейсов началось с Кубка Америки. Однако только в 1870 году состоялся первый матч-рейс в рамках Americas Cup между американской яхтой Magic и британской Cambria. Победили американцы и после этого более столетия никто не мог отобрать у них кубок. Однако Кубок Америки не является и не являлся «чистым» матч-рейсом. Здесь были свои правила по яхтам и их строительству, но все остальные принципы матчевых гонок соблюдались.

Только в 1937 году на Бермудах был проведен первый матч-рейс на монотипных яхта - Omega Gold Cup.

СИСТЕМА ГРЕЙДОВ И ПОДСЧЕТ ОЧКОВ (РЕЙТИНГ ИСАФ)

В 2000 г. появилась система рейтингов ISAF для матчевых гонок. Причем рейтинги присваиваются и соревнованиям, и яхтсменам. Шкиперы получают очки за первые 10 мест в регатах, которые умножаются на коэффициенты соответственно уровню регат.

Рейтинг Вы можете посмотреть по ссылке.

Регаты имеют свой рейтинг – grade, который присваивается в зависимости от уровня организации соревнования. Грейд регаты зависит от множества факторов: количества гонщиков соответствующего уровня, количества и конструкции лодок, количества международных судей, обслуживающих регату, количества дней, отведенных на регату, и т. д.

Международные регаты имеют больший вес по сравнению с региональными.

Рейтинг спортсменов по версии ИСАФ рассчитывается на основе достижений яхтсменов матч-рейсеров по итогам последних двух лет в регатах не ниже 5-го грейда. Чем выше грейд соревнования и место шкипера в регате, тем больше очков он получает.

СТАРТОВАЯ ПРОЦЕДУРА

СТАРТОВАЯ ПРОЦЕДУРА

Сигналы стартовой процедуры матча должны быть следующими: время должно браться по зрительным сигналам; отсутствие звукового сигнала не должно приниматься во внимание.

Если подряд дается старт нескольким матчам, то сигнал "Старт" для одного матча должен быть сигналом "Предупреждение" для последующего матча.
Флаг FOXTROT показывается
  • Время в минутах:
    7
  • Звуковой сигнал:
    1
  • Значение:
    Сигнал "Внимание"
Флаг FOXTROT убирается
  • Время в минутах:
    6
  • Звуковой сигнал:
    нет
  • Значение:
    -
Цифровой вымпел показывается
  • Время в минутах:
    5
  • Звуковой сигнал:
    1
  • Значение:
    Сигнал "Предупреждение" для первого матча текущего флайта
Флаг "Рapa" показывается
  • Время в минутах:
    4
  • Звуковой сигнал:
    1
  • Значение:
    Сигнал "Подготовительный" для текущего матча
Желтый или Синий
флаги
  • Время в минутах:
    2
  • Звуковой сигнал:
    1**
  • Значение:
    Окончание времени входа в предстартовую зону
Флаг "Рapa" убирается
  • Время в минутах:
    1
  • Звуковой сигнал:
    1 - продолжительный
  • Значение:
    -
Цифровой вымпел
убирается/показывается
следующий
  • Время в минутах:
    0
  • Звуковой сигнал:
    1
  • Значение:
    Старт открыт для текущего матча / Сигнал предупреждения для следующего матча
* Во флайте цифровой вымпел "1" означает Матч 1, вымпел "2" – Матч 2 и т.д., если в гоночной инструкции нет других указаний;

** Эти сигналы производятся только тогда, когда одна или обе яхты не выполнили требование правила С4.2. Флаг (флаги) должен оставаться показанным пока ампайры не произведут сигнал о наказании или в течение 1 минуты, в зависимости от того, что наступит раньше.
ЖЕЛТЫЙ ФЛАГ
ОБОЗНАЧЕНИЕ:

Флаг яхты, а также может подниматься на катере ампайра в случае наказания или на ГСС

СИНИЙ ФЛАГ
ОБОЗНАЧЕНИЕ:

Флаг яхты, а также может подниматься на катере ампайра в случае наказания или на ГСС
YANKEE ФЛАГ
ОБОЗНАЧЕНИЕ:

Показывается членом команды яхты, участвующей в матче против другой яхты при протестовой ситуации
БЕЛО-ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ
ОБОЗНАЧЕНИЕ:

Бело-зеленый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом на катере ампайра означает: наказание не накладывается

ДИСТАНЦИЯ

ДИСТАНЦИЯ

Дистанция гонки небольшая, лодки проходят ее в среднем по регламенту ИСАФ для матчевых гонок за 15–25 минут. Знаки выставляются против ветра, как и в гонках флота.

Дистанция формально имеет четыре отрезка – два против ветра - лавировки и два полных курса (по ветру).

На первом и третьем этапах лодки идут в лавировку, затем они правым бортом огибают «верхний» знак и проходят второй (с огибанием правым бортом) (и четвертый) отрезки под спинакерами полными курсами.

Таким образом, пройдя две «петли», гонщики финишируют.
МАТЧЕВЫЕ ГОНКИ – это наиболее престижные парусные соревнования, в котором сконцентрировано все- сила и выносливость, взрывная энергия и холодный расчет, принятие быстрых решений и тактические предстартовые мероприятия. Матчевые гонки – это олимп парусного спорта. Многие ведущие гонщики России – практически все – матчевики.

Добро пожаловать в мир матчевых гонок!
Made on
Tilda